Wednesday
2024-05-01
6:36 PM
Login form
Section categories
Articles [7]
Feature stories [1]
NEWS & POLITRICKS. [2]
The whats happening right now.
CELEBRITY. [1]
The Who is hot.
Search
Songs of the week
Site Links
  • Create your own site
  • Statistics

    Total online: 1
    Guests: 1
    Users: 0

    The world according to young writers

    Publisher

    Main » Articles » Articles

    Гигиенические требования к организации учебной работы детей дошкольного и школьного возрастов

    Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений. 

    Здания дошкольных учреждений и школ строятся по типовым проектам на определённое число мест. Здание должно располагаться не далеко от места жительства большинства обслуживаемых детей. На одного ребёнка должно приходиться 40-50 кв.м земельного участка. При планировке и строительстве дошкольных учреждений обычно исходят из групповой изоляции как в здании, так и на участке. Предусматриваются условия для двигательной активности детей.
    Школьное здание размещается в глубине участка, не ближе 15 метров от красной линии. Около половины свободной от застройки площади отводят под зеленые насаждения. Предусматриваются физкультурные площадки, хозяйственный двор. 
    Выделяют несколько типов школ: массовые общеобразовательные школы, школы продлённого дня, школы-интернаты, вечерние сменные школы. Гигиенические требования к школьным зданиям всех типов в основном одинаковы. Они должны иметь не более трёх этажей, предусматривается разделение учащихся по возрастным группам, изоляция классов от источников шума и загрязнения воздуха. По нормативам ширина класса не должна превышать 6,3 метра, т.к. при большей величине снижается естественная освещённость. Длина классных комнат 8-8,4 метра. При большей длине напрягаются зрение и слух. Кубатура на одного школьника 3,75 куб.м. Школьные лаборатории и кабинеты для отдельных дисциплин имеют увеличенную площадь. Оптимальный тепловой режим обеспечивают с помощью водяного или панельного отопления. Рекомендуемая температура воздуха для детских комнат в яслях – 21-22 градуса, в детских садах – 18, школьных учебных классов – 16 градусов. Перепад температуры воздуха не должен превышать по горизонтали 2 градуса, по вертикали – 2,5 градуса. Относительная влажность должна быть 40-60%. Большое значение имеет ориентация здания по сторонам света. Наиболее благоприятной во всех климатических зонах является южная и юго-западная ориентация окон классных комнат. Световой коэффициент должен быть 1:5-1:6. Искусственное освещение должно быть равномерным по классу и обеспечивать не менее 150 лк.
     
    Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела подростков. В противном случае возникают напряжения отдельных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает их утомление и может быть причиной нарушения осанки. Необходимо учитывать расстояние между спинкой парты и крышкой стола (дистанция спинки), расстояние между передним краем скамьи и задним краем крышки парты (дистанция сиденья). По действующим стандартам предусматривается изготовление мебели 5 размеров в соответствии с возрастом с буквенной системой обозначений: А – до 130 см, Б – 130-145 см, В – 145-160 см, Г – 160-170 см, Д – более 175 см.
     
    При размещении парт в классе следят за тем, чтобы расстояние между ними и от них до стен было не менее 50-60 см. Передние парты ставят не ближе 2-2,5 метров от доски, иначе детям приходится запрокидывать голову и принимать вынужденную искривлённую позу. Чтобы предупредить у детей привычку наклонять голову в одну сторону, рекомендуется каждую четверть пересаживать учащихся с одной колонны парт на другую. При этом также меняются условия освещённости
    .

     

     

    Гигиенические требования к организации учебной работы детей.


    Для учебных занятий первых классов в школе выделяется изолированное помещение, отвечающее основным санитарно-гигиеническим нормативам в отношении площади, кубатуры, освещенности, воздушно-теплового режима. Достаточный воздухообмен в классе обеспечивается действующей вытяжной вентиляцией и фрамугами. При плохом проветривании помещения качество воздуха в нем ухудшается: увеличиваются температура и влажность, нарастает содержание углекислого газа, органических веществ, пыли и микробов, появляются специфические запахи, связанные с выделением дурно пахнущих газов, являющихся результатом разложения пота, кожного сала и отмерших клеток поверхностного слоя кожи. Такой воздух оказывает угнетающее действие на центральную нервную систему и способствует более быстрому снижению работоспособности.
    Неблагоприятное изменение свойств воздуха в классе можно предотвратить соблюдением правильного режима проветривания. До уроков и во время каждой перемены в холодное время открываются фрамуги или форточки, а в теплое — окна. Выполняют это дежурные под контролем учителя. Если имеется возможность, то следует организовать сквозное проветривание. Оно обеспечивает более быстрое улучшение свойств воздуха.
    В теплое время года хорошо оставлять открытыми окна или фрамуги и во время занятий. Целесообразно постепенно приучать учащихся и в холодное время года заниматься при открытых фрамугах. Это помогает и закаливанию организма, предохраняя его от так называемых простудных заболеваний.
    Температура воздуха в классе поддерживается в пределах +16 — 18° С, в рекреационных помещениях +14° С.
    Проветривание и влажная уборка рекреационных помещений осуществляется во время уроков.
    Учебные занятия школьников связаны с чрезвычайно большой нагрузкой на их зрение. В числе причин, способствующих снижению остроты зрения учащихся, ведущее место занимает плохая освещенность помещения. Поэтому борьба за охрану зрения учащихся, помимо проведения ряда общеоздоровительных мероприятий, должна вестись прежде всего в направлении обеспечения достаточной освещенности классов.
    Освещение школьных помещений, помимо непосредственного значения для зрения, оказывает существенное влияние на весь организм. Многочисленные исследования показывают, что при лучшей освещенности повышается работоспособность организма, утомление нарастает медленнее и менее интенсивно. В школе, как и на производстве, отмечается тесная связь между степенью освещенности и числом ошибок в письменных работах учащихся и при чтении. Исследованиями последних лет установлено, что недостаточная освещенность неблагоприятно сказывается не только на остроте зрения, но существенным образом изменяет и остроту слуха.
    Физиологами давно отмечена взаимообусловленность функционального состояния анализаторов. Например, если испытывать слабые звуки в темной комнате, то они становятся совсем не слышимыми. Это объясняется тем, что низкое освещение вызывает торможение в зрительном анализаторе, которое распространяется по коре больших полушарий и захватывает, область слухового анализатора.
    Установлено, что повышение освещенности вызывает повышение слуховой чувствительности, а раздражение органа слуха усиливает световое ощущение.
    Исследования показали, что при освещенности в 150 люкс число пропущенных и неправильно записанных учащимися слов в диктантах на 47% оказалось меньшим, чем в аналогичных диктантах, проведенных при освещении в 35 люкс.
    Следовательно, создавая условия для более благоприятного взаимодействия анализаторов, можно повышать остроту слуха или зрения учащихся и этим способствовать лучшему восприятию ими учебного материала.
    Естественная освещенность классов снижается на 25% при расстановке на подоконниках большого числа высоких цветов. Следовательно, нецелесообразно чрезмерно заставлять подоконники цветами или какими-либо предметами. Нужно строго следить за чистотой оконных стекол, производить очистку их снаружи не меньше, чем три раза в год, а изнутри — не менее двух раз в месяц, так как грязные стекла задерживают до 30% световых лучей.
    Недопустимо на окнах учебных помещений вешать занавески — они еще более, чем цветы, снижают освещенность.
    Потолки и стены до уровня панелей надлежит окрашивать в белый цвет, а панели высотой 1,5—1,75 м от пола — масляной краской, светло-желтой или голубой.
    В пасмурные дни, а также зимой в утренние часы недостаточную естественную освещенность необходимо восполнить включением искусственного освещения. Некоторые педагоги избегают этого, считая, что смешение естественного и искусственного света оказывает вредное влияние на зрение. Однако установлено, что своевременное включение искусственных источников света (лампы накаливания и люминесцентные лампы), повышая освещенность рабочих мест учащихся, оказывает благоприятное влияние на их зрительное восприятие. Чтобы обеспечить достаточную и равномерную освещенность рабочих мест, помимо необходимого числа световых точек, правильного их расположения и достаточной мощности электрических ламп, нужно применять и целесообразную арматуру. Обычно в классе располагаются на равном расстоянии шесть светильников (в два ряда по три в каждом). В каждом светильнике должна быть электрическая лампочка мощностью 200 ватт. Высота подвеса не менее 2,8 м от пола. Из арматуры, дающей отраженный равномерно-рассеянный свет, не слепящий глаза, лучше всего применять сборную «люцетту», нижняя часть которой сделана из молочного стекла, а верхняя — из матового. Последние годы в практику школ вводится более экономичное люминесцентное освещение, свет от которого приближается к естественному. Электрические лампочки и осветительную арматуру нужно систематически освобождать от пыли, которая, скопляясь на них, в значительной степени снижает освещенность.
    Дополнительное равномерное, не слепящее детям глаза освещение должна иметь и классная доска. Это обеспечивается применением специальной арматуры — софитов. На классную доску в зависимости от ее размеров нужен один или два софита. Одновременно с обеспечением достаточной освещенности рабочего места, поверхности классной доски и наглядных пособий учитель, помня анатомо-физиологические особенности зрительного аппарата семилетних детей, особенно строго следит за их позой во время чтения и письма.
    Пои нормальной остроте зрения учащиеся держат голову на расстоянии 30—35 см от книг и тетрадей. Постоянное желание учащегося изменить во время чтения это расстояние при наличии в классе достаточной освещенности, удобного рабочего места и книг, отвечающих по своему оформлению гигиеническим требованиям, должно вызвать беспокойство. Таких учащихся необходимо послать к врачу-окулисту для специального исследования остроты их зрения.
    Малейшее отклонение в остроте зрения требует коррекции. Крупный офтальмочог профессор Л. И. Сергиевский рекомендует учащимся, которым прописаны очки, носить их постоянно, а не только при учебных» занятиях, иначе расстройство зрения будет прогрессировать. Нужно напоминать об этом детям и требовать от них обязательного выполнения советов врача.
    Все учащиеся с расстройством зрения рассаживаются в классе за первые парты.
    Текст, написанный на классной доске, должен быть определенного размера и контрастно выделяться на ее интенсивно-черной гладкой матовой поверхности. Записи производятся мелом высокого качества. Высота букв и цифр не менее 8 см. Написанное стирается влажной тряпкой, которая ежедневно после уроков должна выполаскиваться.
    Письмо на влажной и плохо вытертой доске недопустимо, так как очертания букв и цифр получаются неясными, и это заставляет учащихся напрягать зрение.
    На время учебных занятий каждому из учащихся необходимо обеспечить удобное рабочее место. Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы за партой — нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение — создаются при выработке у школьника прямой посадки. При такой посадке ученик сидит глубоко на скамье, ровно держит корпус и голову, лишь немного наклоняя ее вперед. Между туловищем ребенка и краем парты остается свободное пространство в 3—4 см, грудь и живот не сдавлены, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пел и подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если ребенок сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют размерам его тела.
    Парты неправильной конструкции и не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают их сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книге. При такой посадке дети быстро утомляются и учебный процесс не может проходить достаточно эффективно, осанка нарушается, появляются искривления позвоночника.
    Правильной позы у учащихся во время занятий следует добиваться с первых дней посещения школы. В начале учебного года учителя должны проверить правильность маркировки парт. Эта проверка производится путем измерения высоты скамейки и высоты обращенного к ученику края крышки стола над уровнем пола. Измерение производится либо обычной метровой линейкой, либо специально приготовленной рейкой с нанесенными на нее делениями. После определения высоты скамейки и края стола на наружной стороне правой стенки парты наносится черным спиртовым лаком соответствующий высоте номер парты. При маркировке парт следует руководствоваться показателями высоты скамейки и высоты заднего края крышки стола над полом, установленными ГОСТ за № 5994—1951 г. Изготовление по этим нормативам новых парт начато с 1 января 1952 года.
    Прежде чем посадить ребенка за парту, необходимо определить его рост.
    Измерение роста учащихся производится или обычным ростомером, или специально приготовленной деревянной рейкой длиной в 2 м с нанесенными через каждые 10 см. делениями. В промежуток между этими делениями последовательно наносятся все номера парт.
    При измерении роста необходимо поставить ученика (ботинки не снимать) в положение военной выправки (пятки вместе, носки врозь, живот подтянут, грудь слегка вперед, руки по швам) таким образом, чтобы он прислонялся к измерительной рейке пятками, ягодицами и лопатками. При этом голову он должен держать так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
    Для определения требуемого учащемуся номера парты данные роста можно получить и у врача, обслуживающего школу. Но в этом случае к каждому показателю роста необходимо прибавить 3 см на обувь. Это диктуется тем, что для целей исследования физического развития рост учащихся определяется без обуви, тогда как при разработке различных номеоов пярт высота скамьи устанавливается по длине голени со стопой с добавлением 3 см на подметку и каблуки ботинок.
    При расстановке парт в классе ближе к классной доске ставятся паоты меньших номеров, дальше — больших номеров. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты, если они даже самого большого номера, ставятся в первом или третьем продольном ряду.
    При расстановке парт нужно соблюдать установленные разрывы между партами и стенами. Нормы указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах.
    Не менее чем дважды за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, следует менять местами, не нарушая соответствия номера парт росту детей. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить За парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает необходимость для учащихся привыкать к одному и тому же наклону туловища и головы — вправо или влево, что неизбежно при работах с классной доской (списывание) или с рассматриванием наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской. В связи с введением ручного труда необходимо обеспечить нормальные гигиенические условия и на этих уроках. Работы с бумагой и картоном, пластилином или глиной, с тканью, а также на учебно-опытном участке, организованные в соответствии с требованиями гигиены, оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма детей.
    Специальные исследования Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (Д. Л. Усищева) показали, что после уроков ручного труда, на которых учащиеся работали творчески, выполняли различные задания с интересом и большим эмоциональным подъемом, у них отмечалось повышение работоспособности. Последующий урок по одному из общеобразовательных предметов проходит более продуктивно. Совсем не оказывают положительного влияния на работоспособность учащихся уроки ручного труда, мало отличающиеся от общеобразовательных, где даются длительные объяснения, а дети лишаются инициативы, самостоятельного творчества.
    Задания, которые дети выполняют без интереса, без положительных эмоций, а также задания, ке сообразующиеся с возрастными особенностями детей, оказывающиеся для них трудными, влекут за собой прогрессивное снижение работоспособности. Об этом говорит уменьшение производительности и качества выполняемой работы, нарастание числа ошибок и изменение других показателей, отражающих функциональное состояние организма.
    Указанное свидетельствует об огромном значении содержания уроков ручного труда и методов их проведения, хотя эти уроки и принято относить к числу легких. Сдвоенные уроки ручного труда, так же как любого другого предмета, приводят учащихся к быстрому утомлению.
    Важна также хорошая организация выполняемых работ: обеспечение учащихся удобными, хорошо освещенными рабочими местами и простым инструментарием, соответствующим своими размерами возрастным возможностям детей.
    На наклонной поверхности стола парты детям неудобно работать, так как ножницы, клей, линейка и другие принадлежности легко скатываются и падают на пол. Поэтому на время уроков ручного труда на стол парты можно класть специальные фанерные накладки. Однако это не совсем желательно, так как накладки нарушают основные размеры парты. Вследствие таких, казалось бы незначительных, изменений размеров парты учащиеся уже не могут соблюдать правильную позу при работе.
    Целесообразнее для уроков ручного труда в начальной школе выделить отдельную классную комнату, расставить там двухместные столы и стулья тех же, что и парты, размеров. Ножницы, которыми пользуется семилетний ребенок при работах с бумагой и картоном, своими размерами и устройством должны отвечать размерам и силе кисти его руки.
    Более качественно, а следовательно, и без чрезмерной нагрузки на мелкие мышцы кисти рук учащиеся выполняют работы с бумагой при пользовании небольшими ножницами длиной 118—120 мм с закругленными концами. При этом рычаги ножниц должны двигаться без усилий, а расстояние между внутренней поверхностью до отказа разведенных колец ножниц не должно превышать расстояния между основанием ногтевых фаланг первого и третьего пальцев кисти руки ребенка. Длина режущей поверхности составляет 3/4 всей длины ножниц (70 мм). Картон для вырезывания должен быть не слишком плотно спрессованным, легко поддающимся резанию по прямым и закругленным линиям, толщина его не более 0,5 мм.
    После уроков ручного труда учащиеся приучаются тщательно мыть руки.
    На время урока ручного труда учащиеся надевают халаты, застегивающиеся сзади. Это особенно необходимо при проведении работ на учебно-опытном участке.
    Садово-огородный инвентарь, используемый для перекопки, взрыхления почвы и поливки растений, также подбирается такого веса и размера, которые соответствуют возрастным возможностям детей.
    Для детей семилетнего возраста рекомендуется использовать: лопаты длиной (вместе с лотком) 820 мм, размеры лотка — 150
    X 180 мм, толщина лотка — 2 мм, диаметр ручки — 28 мм, вес — 400 г; мотыги — размер бойка — 100 X 90 мм, длина ручки —900 мм, вес — 400 г; грабли железные восьмизубовые длиной 1100 мм, вес — 600 г. Для переноски воды и поливки рассады применяются лейки емкостью не более 2 л, воды же в них следует наливать не более 1,5 л. Переноска различных грузов производится одновременно в обеих руках, вес груза не более 1,5 кг. При использовании носилок вес груза увеличивается не более чем до 6 кг.
    Переноска различных грузов указанного веса детьми семилетнего возраста допускается на площади, не превышающей 0,5 га. Грузы большего веса детям семилетнего возраста переносить нельзя, так как мышцы передней стенки живота у них не достигли полного развития и чрезмерное натуживание, связанное с подъемом и переноской тяжестей, может повлечь за собой образование различного рода грыж.
    Во избежание случаев заражения столбняком во время работы на учебно-опытном участке учителям необходимо особое внимание обращать на состояние рук учащихся. Детей, имеющих на руках трещины, ссадины или порезы, до заживания рук привлекать к работам, связанным с соприкосновением с землей, нельзя.
    При порезах и различных ранениях во время садово-огородных работ после оказания учащемуся первой помощи его следует направить к врачу для введения противостолбнячной сыворотки.
    После окончания работ на учебно-опытном участке учитель с помощью санитаров следит за тем, чтобы все дети тщательно вымыли руки с мылом и щеткой, освободили от грязи подногтевые пространства. Это одна из главных мер, предохраняющих от заражения глистами.
    Соблюдение учащимися правил личной гигиены важно также и на уроках в уголке живой природы.

     

     

    Использованная литература:

     

    Ананьев Б. Г., Антропова М. В. и др. "Первоначальное обучение и воспитание детей"

    http://med-pq17q.narod.ru/indexgig6.html

    Category: Articles | Added by: rocta (2010-11-18)
    Views: 9294 | Comments: 8 | Rating: 0.0/0 |
    Total comments: 0
    Name *:
    Email *:
    Code *: